ОНД по Киржачскому району информирует:

Каталог статей

Главная » Статьи » Полезная информация

«Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»
Как вы уже знаете с 1-го мая текущего года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Принятие данного Закона позволит обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта. 
Принятие его обусловлено, прежде всего, необходимостью реализации положений Конституции Российской Федерации, которые обеспечивают права граждан. А именно – права граждан могут быть ограничены только в силу того или иного федерального закона.
С введением в действие Технического регламента создаются новые эффективные механизмы государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства.
В процессе мониторинга практики применения Технического регламента, обработки обращений, поступающих на «горячую линию» МЧС России и Департамента надзорной деятельности, выявился ряд наиболее распространенных вопросов. В результате их рассмотрения были приняты решения, касающиеся порядка применения требований Технического регламента к существующим зданиям, к объектам, строительство которых в настоящее время не завершено или проектирование которых началось до 1 мая т.г., а также при проведении их капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, изменения функционального назначения.
Наибольшее количество возникающих вопросов относится к порядку разработки и регистрации декларации пожарной безопасности.
Напомню, что разработка декларации пожарной безопасности регламентируется статьей 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Декларация о пожарной безопасности никоем образом не дублирует Декларацию о промышленной безопасности. Назначение этих двух деклараций различное. Декларация о промышленной безопасности доказывает, что объект соответствует требованиям промышленной безопасности.
Декларация о пожарной безопасности носит совершенно другой характер. Для того, чтобы обеспечить безопасность объекта защиты, его руководитель должен знать требования пожарной безопасности, чтобы обеспечить пожаробезопасное нахождение в нем людей.
То есть, смысл декларации пожарной безопасности – подготовить собственника к эксплуатации объекта с целью обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара. Собственник должен знать, что он должен выполнять, какие требования реализовать для того, чтобы была обеспечена пожаробезопасная эксплуатация того или иного объекта. Поэтому целесообразно, чтобы лицо, в чьем владении находится объект защиты, лично составлял декларацию. Причем, в этом случае не потребуется дополнительных финансовых затрат.
Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности.
Форма декларации и порядок её регистрации утверждены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91, зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г. N 13577.
В соответствии с Техническим регламентом и вышеуказанным приказом МЧС России декларация пожарной безопасности разрабатывается для следующих объектов:
Во-первых, это объекты капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
- отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Во-вторых, это здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, то есть здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, к которым относятся:
- здания детских дошкольных образовательных учреждений;
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные);
- больницы;
- спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
Если помещения одного функционального назначения встроены в жилые здания (к примеру, помещения магазинов, аптек, парикмахерских и т.д.), то декларация необходима в случае, когда эти встроенные помещения подпадают под требования вышеуказанных случаев. При этом, наличие пожарных отсеков не учитывается при определении общей площади зданий.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.
Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - декларант). Любой собственник может пригласить для разработки декларации стороннюю организацию или физическое лицо. В случае аренды зданий, помещений декларация разрабатывается и представляется собственником объекта, если иное не определено договором аренды.
Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В декларации указываются следующие сведения.
Раздел I. «Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты».
Данный раздел заполняется, если проводится расчет пожарного риска. 
В развитие статьи 6 Технического регламента в декларации может быть приведен один из двух альтернативных условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности:
Первый. Это – описание собственной системы обеспечения пожарной безопасности объекта.
То есть перечисляются разработанные собственником противопожарные мероприятия или технические решения, а также статьи Технического регламента, исполнение которых обеспечивается упомянутой Системой. В этом случае декларация должна содержать расчеты пожарного риска, подтверждающие, что такая система обеспечения пожарной безопасности исключает возможность превышения допустимого пожарного риска, установленного Техническим регламентом, и направлена на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам. Расчет риска прилагается к декларации.
Второй способ. Перечисление тех статей Технического регламента и нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые собственник выполняет, эксплуатируя тот или иной объект.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
В этом случае делается запись, что все обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, и требования нормативных документов по пожарной безопасности выполнены, расчет пожарного риска не проводился.
В первом разделе также указывается краткая характеристика состояния пожарной безопасности объекта перечень выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.
Раздел II. «Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара».
В данном разделе декларант должен однозначно оценить и указать ущерб третьим лицам от возможного пожара на его объекте. При этом оценка ущерба проводится в каждом случае, независимо от того, осуществлялся или нет расчет пожарного риска.
Крайне важно, что собственник может на основании собственной доказательной базы привести в декларации соответствующие сведения и надзорные органы не вправе их опровергать.
Другой альтернативный способ определения ущерба третьим лицам осуществляется в рамках добровольного страхования ответственности. При этом в декларации приводятся реквизиты документов страхования, и прилагается копия страхового полиса.
Раздел III. «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты».
В разделе указывается перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых распространяются на объект, включая нормативные документы объекта, устанавливающие противопожарный режим (распорядительные документы о назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности, об установлении мест для курения, инструкции о пожарной безопасности и т.д.).
Перечень деклараций пожарной безопасности ведется органами МЧС России в электронном виде и на бумажном носителе. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.
В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
Органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер. Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода населенного пункта и кода субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.
Вторая часть номера декларации является порядковым номером в перечне деклараций. Третья часть номера декларации является номером контрольно-наблюдательного дела, в котором она хранится.
Инспектор государственного пожарного надзора должен принимать расчеты в составе декларации как они есть. Тем не менее, при выявлении явных искаженных данных, а также при отсутствии расчетов, если они требуются, орган МЧС России может отказать в регистрации такой декларации. Необходимо также обращать внимание, на то, чтобы расчет риска был выполнен по методикам, утвержденным МЧС России.
Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:
- представления декларантом заведомо недостоверной информации;
- изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
- изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.
При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.
В заключении хотелось бы напомнить, что в соответствии со статьей 64 Технического регламента для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу. То есть, для существующих объектов декларация должна быть разработана не позднее 1 мая 2010 года.
В настоящее время МЧС России осуществляет работу по внесению изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в части определения ответственности за отсутствие декларации пожарной безопасности и её предоставление с заведомо недостоверными сведениями.


Категория: Полезная информация | Добавил: ОГПН (03.11.2009)
Просмотров: 1118 | Теги: форма, пожарная декларация, Регистрация